I loved this article from 2005. Sorry it’s in Russian
Палестинские арабы-христиане хотят остаться под властью «сионистских оккупантов». Евгений Левин.
Один мой знакомый священнослужитель, которому часто приходится общаться с христианами, живущими на Святой Земле, как-то заметил, что, в первую очередь, они арабы, а лишь во вторую – православные или католики. Поэтому национальная борьба палестинских арабов является для многих из них приоритетным вопросом.
Иерусалимский Латинский патриархат не является в данном случае исключением. Его глава, Мишель Саббах – кстати, первый араб, занявший этот высокий пост - неоднократно заявлял о своей солидарности с палестинским народом в его борьбе против Израильской оккупации и за создание независимого арабского государства. По мнению Саббаха, Восточный Иерусалим (включая Старый город, в котором находятся многие христианские святыни, в том числе и сам Латинский патриархат) так же должен быть "возвращен арабам" – поскольку, по мнению Патриарха, он "незаконно оккупирован вооруженными силами".
На этом фоне огромный интерес представляет сообщение, опубликованное недавно одним из израильских новостных сайтов: "Сегодня, 10 октября, стало известно о том, что строительство защитного сооружения, мотивированного соображениями безопасности, привело к интенсивным переговорам между Ватиканом и израильскими военными. Представители Римского Папы просили оставить по израильскую сторону забора как можно больше христианских объектов и населенных пунктов, и система безопасности, в координации с политическим руководством, проявила готовность пойти навстречу. В результате, контуры забора существенно изменены, и иерусалимские кварталы, населенные арабами, которые планировалось оставить за забором, окажутся внутри него".
Судя по всему, израильские власти откликнулись на просьбу Ватикана: "На состоявшихся переговорах представители израильских силовых структур приняли большинство из этих предложений [Ватикана] …Так, например, было решено включить в число районов, которые окажутся с израильской стороны квартал Аль-Брид, расположенный между А-Рам и Неве-Яаков. Этот район известен, как место компактного проживания христианского населения, там расположен ряд церквей и административные здания нескольких христианских церквей. На израильской стороне останется также часть квартала Аль-Азария"
После эвакуации Газы мало кто сомневается, что возводимый правительством Шарона разделительный забор станет новой государственной границей Израиля. Поэтому просьбу Ватикана можно трактовать только одним способом – оставить как можно больше христианских святынь под израильским суверенитетом.
Любому, кто хоть немного знаком с ситуацией на Ближнем Востоке, нетрудно понять, почему палестинские христиане предпочитают остаться под властью "сионистских оккупантов". Ибо опыт общения с властями Палестинской автономии давно научил их, что ничего хорошего там их не ждет.
Покойный лидер Палестинской автономии Ясир Арафат неоднократно называл себя покровителем христиан и христианской Церкви, и, в частности, регулярно присутствовал на рождественском богослужении в Вифлееме. Однако для христиан, проживающих в Вифлееме, это оказалось весьма слабым утешением. С момента, когда власть в городе перешла от Израиля к автономии, христианское население города непрерывно страдает от практически безнаказанного рэкета и террора со стороны боевиков различных палестинских организаций.
Вот, к примеру, небольшая зарисовка из жизни вифлеемских христиан, сделанная арабским журналистом Джозефом Фарой: "Подручные Арафата используют мужчин из близлежащего бедуинского племени Таамра, чтобы "трясти" христианских предпринимателей. Те отбирают деньги у христиан и передают их террористам, не забывая при этом и о себе. Они безнаказанно терроризируют мирных граждан, пользуясь коррумпированностью арафатовского режима.
Когда известный террорист из организации ФАТХ Атеф Абаят погиб при взрыве машины, на его пальцах были обнаружены золотые кольца, украденные у христианского бизнесмена Джорджа Ниссана. Для членов ФАТХ это вполне обычное дело – вымогать деньги у предпринимателей, владельцев сувенирных магазинов, офисов по торговле недвижимостью и автозаправочных станций в Вифлееме. Согласно захваченным документам, это происходит с ведома и даже при участии палестинских сил безопасности.
Прошлой весной Саада Хамидан из Вифлеема была изнасилована и убита одним из руководителей ФАТХ/"Танзим" по имени Иман Али Азми аль-Кади, который является близким другом Абдаллы аль-Нуура (Абу Хадид), одного из лидеров "Танзим" в Вифлееме. Аль-Кади предстал перед судом. По сообщениям местных христиан, судья получил взятку, и насильник был оправдан".
Положение христиан Вифлеема является не исключением. Аналогичные картины можно наблюдать в любой христианской деревне, оказавшейся под контролем Палестинской автономии.
Вот, к примеру, сообщение о совсем недавнем инциденте в христианской деревне Тайбе: "Как минимум 14 домов христиан – православных и католиков – были сожжены фанатичными мусульманами в деревне Тайба на территории Палестинской автономии... По рассказам жителей пострадавшей деревни, рано утром несколько десятков молодых мусульман из Дир-Джарир пробрались в населенную православными и католиками Тайбу. Бутылками с зажигательной смесью они закидали дома "неверных", после чего принялись крушить припаркованные рядом автомобили и избивать жителей. Кроме домов, со всем имуществом их жителей, сгорели – бензоколонка, несколько магазинов и сельскохозяйственная ферма. Защитники правопорядка появились много позже, когда погромщики уже убрались восвояси, оставив после себя лишь дымящиеся руины и горе"
Знают ли палестинские власти о беззакониях, творящихся в отношении христианского населения автономии? Разумеется, знают. Сам Патриарх Саббах несколько раз лично докладывал покойному Арафату о "далеко не единичных случаях дискриминации христиан на территориях автономии", в частности, об "имевшей место конфискации христианских земель мусульманами -христиане окрестностей Вифлеема и Западного берега реки Иордан жаловались, что многочисленные участки земли, принадлежащие христианским семьям, были конфискованы мусульманами". Как нетрудно догадаться, никакого эффекта апелляции к власть имущим не возымели.
Палестинские боевики представляют угрозу не только для христианского населения, но и для христианских Храмов. Так, во время последней интифады палестинцы обстреливали иерусалимский район Гило, используя в качестве огневых позиций христианские церкви арабской деревни Бейт-Джала. Когда же израильские войска вошли в Вифлеем, группа боевиков укрылась в церкви Рождества Христова, фактически взяв в заложники нескольких священнослужителей и монахов (израильская армия отказалась от штурма храма, позволив боевикам покинуть территорию автономии).
На политику дискриминации и террора палестинские христиане реагируют естественным образом – голосуют ногами. С момента возникновения Палестинской автономии происходит массовый исход христианского населения Иудеи и Самарии. Поэтому если в годы "израильской оккупации" большинство населения Вифлеема было христианским, то на сегодняшний день из 150 тысяч жителей города только 30 тысяч – христиане. По словам журналиста Дмитрия Радышевского, в прошлом собкора еженедельника "Московские новости" в Израиле и на Ближнем Востоке, в Газе и на Западном берегу число христиан уменьшилось за 50 лет с 22 процентов от общего населения палестинцев до 2 процентов и продолжает таять.
Живущие в Израиле христиане, включая католиков, тоже не считают свое положение идеальным. По их словам, им приходится сталкиваться и с враждебностью окружающих, и даже с дискриминацией. Однако в сравнении с положением христиан в Палестинской автономии все эти "преследования" подобны насморку в сравнении с чумой. И в этой ситуации совершенно естественно, что, сочувствуя на словах освободительной борьбе палестинского народа, большинство палестинских христиан предпочитает и впредь оставаться под властью "сионистских оккупантов".
В заключение. Для иудеев было бы весьма лестно увидеть в этой истории доказательство терпимости иудаизма в сравнении сисламом (современным). Однако дело в данном случае не в этом, или, по крайней мере, не только в этом. И Израиль, и Палестинская автономия являются светскими государствами, поэтому при принятии тех или иных решений религиозный фактор не играет определяющей роли ни там, ни там. Просто Израиль, в отличие от своих палестинских соседей, действительно стремиться быть правовым и демократическим государством – несмотря на многочисленные трудности, связанные с перманентным военным положением или большой силой клерикальных кругов. Как свидетельствует история, подобная форма правления является оптимальной для нормальной жизни и деятельности различных меньшинств, в том числе и религиозных.